Сheatsplace.ru

Медицина и лекарственные средства

Накопление словарного запаса

Самые первые слова у ребёнка обычно проявляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа) представляют собой слова предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова, ребенок может высказывать и какую - то жалобу и просьбу дать ему игрушку, взять на ручки, и т.д. В дальнейшем у ребёнка появляются все новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь построить из них элементарные предложения.

Накопление словарного запаса у ребенка неразрывно связано с овладением речевыми звеньями, строем речи. А поскольку многие речевые звуки у него отсутствуют, то усвоенные слова он произносит неправильно, искаженно («афета» вместо конфета, «кука» вместо кукла, «пать» вместо спать и т.п.). До определенного возраста это вполне нормально и не должно вызывать у родителей тревогу, потому что по мере постепенного овладения речевыми звуками структура произносимы ребенком слов все более и более уточняется и приближается к норме. Полностью правильным произношением ребенок овладевает только к 5-6 годам.

Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоение новых слов.

В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, - название окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. Так, двух- летние дети в разных семьях могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимание, ребенком слов, включая многозначность и переносные значения. Например, под словом ножка ребенок понимает сначала только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим словом обозначается и ножка стола или стула, и ножка гриба, пр. или глагол гнать ребенок сначала понимает только как такое действие, которое относится непосредственно к нему самому или к другим людям, но постепенно к нему приходит, и понимание переносного значения этого глагола спать в зимнее время могут деревья и даже вся природа в целом.

Примерно с 3 -3,5 лет в речи ребенка начинают появляться обогащающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой - то один конкретный предмет, целые группы однородных предметов посуда, одежда, овощи, фрукты и т.п. Это очень важный этап, являющийся самыми первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов.

Очень важно следить за тем, чтобы словарный запас ребенка равномерно обогащался по всем группам слов. Достаточность или недостаточность словарного запаса по каждой из этих групп (название предмета, название действия и состояний, название признаков предметов, название признаков действий) родители могут легко проверить. Задать ребенку несколько вопросов по одним из групп, если ребенок даст один или пару ответов - это свидетельствует о явной недостаточности словарного запаса.

Словарный запас ребенка систематизируется постепенно. На первых порах малыш просто запоминает, и повторят вслед за взрослыми название важных для него предметов и действий. Слова в его сознании еще не связаны между собой смысловыми связями, существуют как бы изолированно - каждое слово само по себе. А это значит, что слышимое ребенком слово не вызывает у него смысловых ассоциаций (связей). Так, если предложить малышу в ответ на сказанное слово чашка сказать любое другое слово, то он назовет слова, не имеющие ни какой связи с заданным (например, печенье или мишка). В дальнейшем ребенок постепенно начинает замечать, что некоторые предметы и явления в нашей жизни очень часто соседствуют. На этом этапе в ответ на сказанное слово чашка он уже может назвать ситуативно - связанные с ним слова (например, чай, пить и т.п.) это слово «оживляет» в памяти ребенка целый ряд уже не случайных, а вполне предсказуемых слов, что говорит о начале систематизации словарного запаса, но пока еще только по ситуативному (т.е. чисто внешнему) принципу. Ребенку старшего дошкольного возраста при нормальном ходе речевого развития улавливает уже более глубокому общность слов, чем связь по внешней ситуации. Поэтому известные ему слова он начинает объединять по «внутреннему» тематическому признаку. В этом возрасте в ответ на слово чашка он назовет уже какие - то предметы аналогичного назначения (тарелка, блюдце ит.п.), а может быть, и обобщающее понятие посуда. Перейти на страницу: 1 2